Обязательная маркировка товаров — это современный инструмент контроля, который призван обеспечить прослеживаемость товаров от момента производства (импорта) до розничной продажи. За счет этого возможно исключить «серые» схемы импорта и оборота, контрафакт, сократить издержки на контрольные функции, повысить конкурентоспособность честного бизнеса, обеспечить уверенность в качестве и гражданский контроль для потребителя.

Функции контроля возложены на Государственные информационные системы (ГосИС) — это обобщенное наименование для систем контроля оборота отдельных видов товаров.

С 2019 года ведется запуск маркировки «Честный знак» для отдельных видов товаров. Разработчиком и оператором системы маркировки этих товаров на условиях частно-государственного партнерства является Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Ему же с 01.06.2019 переданы от ФНС России функции оператора государственной информационной системы меха (ГИСМ).

В качестве индивидуальной маркировки в настоящее время применяются марки с двухмерным штрхкодом DataMatrix или контрольно-идентификационный знак (КиЗ) с радиочастотной меткой (RFID). Для работы с кодами DataMatrix требуется сканер штрихкодов, поддерживающий чтение двухмерных штрихкодов, а для чтения радиочастотных меток — специальное считыватели.

Код индивидуальной маркировки содержит информацию для идентификации единицы товара и криптографическую информацию, которая защищает маркировку от подделки. В код маркировки в зависимости от информационной системы и виды продукции может включаться дополнительная информация, например максимальная розничная цена для табачной продукции или код ОКВЭД для обуви. Часть информации маркировки может дублировать в текстовом виде.

Маркировку на продукцию наносит производитель или импортер. При этом для алкогольной продукции и меховых изделий марки и КиЗ должна быть предварительно заказаны у Гознака. Для маркировки «Честный знак» коды генерируются с помощью специального оборудования с криптографической защитой и распечатываются непосредственно на предприятии. Маркировка табачных изделий наносится непосредственно на упаковку продукции. После нанесения маркировки продукция вводится в оборот. Далее в ГосИС отражается движение продукции по всей цепи от производителя/импортера до конечного потребителя.
Этапы маркировки

Начало обязательной маркировке было положено 12.08.2016 года, когда в России стартовал пилотный проект по обязательной маркировке меховых изделий.

С 24.01.2017 года стартовал эксперимент по маркировке лекарственных препаратов.

С 01.03.2019 года была введена обязательная маркировка табачных изделий.

С 15.05.2019 года введена (в рамках эксперимента) маркировка фотокамер и фотовспышек.

С 01.09.2019 года до 01.06.2021 года стартовал пилотный проект по маркировке кресел-колясок.

С 01.06 2020 года вводится обязательная маркировка молочной продукции.

С 01.07.2020 года вводится обязательная маркировка обуви, к этому моменту должны быть промаркированы остатки.

С 01.07.2020 года вводится обязательная маркировка прочей табачной продукции.

С 01.10.2020 года вводится обязательная маркировка духов и туалетной воды.

С 01.11.2020 года вводится обязательная маркировка шин и покрышек.

С 01.01.2021 года вводится обязательная маркировка одежды и белья (блузки, пальто, плащи, куртки, ветровки, постельное, столовое, туалетное и кухонное белье).

В ближайшем будущем Правительство РФ планирует расширить перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке.

Вопрос:
Что значит ошибка маркировки Not enogh balance?
ответ:
Если при отправке заказа на маркировку приходит ошибка с текстом Not enogh balance, то на балансе организации в ЦРПТ недостаточно средств. Нужно пополнить баланс.
вопрос:
Что делать, если произошел обрыв связи или зависание во время обмена с ГИС МП "Честный знак"?
Ответ:
Прежде всего, проверьте, что вы используете актуальную версию программы 1С. В последних версиях прошла оптимизация алгоритмов и исправлены некоторые ошибки, что позволяет решить многие проблемы с долгой обработкой и зависанием, а также автоматически возобновить работу после обрыва связи.

Если во время обмена произошел обрыв связи или зависание, то после повторного запуска выполните обмен еще раз кнопкой Выполнить обмен в рабочем месте Обмен с ИС МП.

Также отметим, что проблемы со связью могут быть вызваны временными сбоями на серверах ГИС МП. Если возникла такая ситуация, то подождите некоторое время и попробуйте выполнить информационный обмен снова.

вопрос:
Почему покупатель не получил коды маркировки после оформления ЭДО?
Ответ:
Покупатель может не получить коды по нескольким причинам.

  1. Поставщик мог некорректно оформить ЭДО. Нужно проверить в форме представления электронного документа у поставщика и покупателя, что в электронном документе указаны передаваемые коды маркировки.
  2. Поставщик мог передать некорректные коды маркировки (например, не в статусе "в обороте" или коды, не принадлежащие ему). При использовании программ 1С это возможно, если у пользователя в настройках интеграции с ГИС МП сняты флажки Контролировать статусы кодов маркировки и Контролировать статусы кодов маркировки при розничных продажах. Оператор ЭДО не проверяет передаваемые коды на корректность введенных позиций и их статус. Все коды передаются в ГИС МП. Некорректные коды или коды в неправильном статусе не будет отработаны ГИС МП.
  3. У некоторых операторов ДО передача кодов маркировки является отдельной услугой. В этом случае нужно убедиться, что услуга подключена.
  4. Технические проблемы при передаче кодов маркировки от оператора ЭДО в ЦРПТ.
Если все предыдущие пункты проверены, то рекомендуется:

  • подождать сутки после отправления документа, так как среднее время попадания в ЛК через оператора ЭДО – 1 сутки;
  • проверить в ЛК ГИС МТ статус обработки документа;
  • пользователям сервиса "1С-ЭДО" рекомендуем обратиться в техническую поддержку сервиса, уточнив дату отправки и реквизиты получателя и отправителя;
  • остальным рекомендуем обратиться в службу поддержки своего оператора ЭДО.
Если все указанные действия проделаны, корректность кодов и их статусов не вызывает сомнений и они есть в электронных документах, а поддержка оператора ЭДО не видит проблем с передачей документов, то рекомендуем обращаться в поддержку ЦРПТ.


вопрос:
Что делать, если не получается отсканировать код маркировки?
Ответ:
Прежде всего, необходимо проверить, что сканер прописан в списке подключаемого оборудования и правильно настроен на работу с кодами GS1. Порядок подключения и настройки сканера описан в документации к программному продукту.

Для проверки настроек в форме настроек оборудования нажмите кнопку Тест устройства, отсканируйте код маркировки. Результатом должна быть строка вида 01… 21… 'GS' 91 … 'GS' 92 …
При оформлении операций с маркируемой продукцией (за исключением розничных продаж через рабочее место кассира) код нужно сканировать из формы подбора и проверки маркируемой продукции. При оформлении розничных продаж сканирование выполняется в рабочем месте кассира.

вопрос:
Можно ли использовать уже имеющийся сертификат ЭЦП для работы в системе маркировки "Честный знак"?
Ответ:
Да, можно использовать уже имеющийся сертификат электронной подписи. Однако должно соблюдаться условие: он выдан удостоверяющим центром, имеющим соответствующую аккредитацию. Список удостоверяющих центров опубликован здесь. Для работы с сертификатом из программ 1С нужно, чтобы использовалась программа-криптопровайдер, которая поддерживается "1С-ЭДО". Его можно выбрать здесь.
вопрос:
Можно ли работать в программе 1С с кодами маркировки, полученными напрямую через ЛК ГИС МТ "Честный знак" (код заказан не из программы)?
Ответ:
В программе можно работать с маркируемыми товарами, даже если код маркировки был заказан или получен не из программы. В программе такие коды не хранятся, их не нужно вносить, сопоставлять или проверять до выполнения операций с маркированным товаром.

При выполнении операции с товаром код нужно просто считать или указать иным предусмотренным способом в форме подбора и проверки маркируемой продукции. Статус кода и его принадлежность проверяется по данным ГИС МП. Если статус и принадлежность кода организацией верные, то проблем с проведением операции не будет.

Если программа не сможет автоматически сопоставить считанный код маркировки с номенклатурой организации, потребуется дополнительно указать номенклатуру. Если по коду маркировки программа не может автоматически определить номенклатуру при розничных продажах маркируемых товаров (форма подбора и проверки не используется), то нужно считывать и код маркировки, и штрихкод EAN13.

Обратите внимание на особенности маркировки товаров, если заказ на эмиссию выполнен не из программы 1С. Если код заказан в ЛК ГИС МП, то в настоящее время и печать его нужно из ЛК ГИС МП. В дальнейших версиях планируется поддержать загрузку сформированных кодов и их печать из программы. Ввести в оборот эти коды можно. Для этого нужно просто указать коды в форме подбора и проверки.

Если код заказан или получен по ЭДО непосредственно из программы, то он хранится в программе в справочнике "Штрихкоды товаров и упаковок". Это технический справочник, работа пользователя с ним не предусмотрена. Внесение кодов в этот справочник вручную не предусмотрено.

вопрос:
Как передаются данные о маркируемой продукции при продаже с оформлением чека и передачей его в ОФД?
Ответ:
Розничный продавец должен передавать информацию о выводе товара из оборота посредством онлайн-кассы (кроме случаев, когда он не обязан ее применять, п. 74 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 05.07.2019 № 860).

При продаже маркируемой продукции с применением ККТ с функцией передачи данных код маркировки передается в чеках, связанных с передачей товаров покупателю (виды расчетов – полный расчет, частичный расчет и кредит). В чеках на оплату без отгрузки (виды расчетов – аванс, предоплата, оплата кредита) передача кода маркировки не предусмотрена.

Код передается в электронной форме чека (тег 1162) в шестнадцатеричном коде. В программах 1С электронную версию пробитого чека можно посмотреть в документе по ссылке: Пробит чек № на закладке XML каждого товара будет строка <GoodCodeData MarkingCode="[Код маркировки]"/>.

В печатной форме чека рядом с маркируемым товаром выводится пометка "М".

Передача кода в ОФД выполняется торговым оборудованием. Для корректной работы необходимо использовать актуальную версию конфигурации (в конфигурацию должна быть включена версия библиотеки подключаемого оборудования не ниже версии 3.2), а также актуальную версию драйвера и прошивки ККМ. См. список сертифицированных моделей ККТ (для поддерживаемых моделей/версий в столбце "Возможности" указана пиктограмма).

Код, переданный в составе чека, ОФД самостоятельно передает в ГИС МП. Дополнительных действий со стороны пользователя для этого не требуется. Корректный код маркировки будет отработан и выведен из оборота. Чтобы исключить передачу некорректных кодов, рекомендуется в 1С включить настройку Контролировать статусы кодов маркировки при розничных продажах в форме Настройки интеграции с ИС МП и проверять коды маркировки в момент их сканирования при оформлении продажи.

вопрос:
Как маркировать импортные товары?
Ответ:
Импортер должен заказать коды маркировки и обеспечить их нанесение до пересечения границы РФ (товар ввозится из стран – участниц ЕАЭС) или до помещения товара под таможенные процедуры (для импорта из стран, которые не являются участницами ЕАЭС). Для этого коды маркировки нужно передать иностранному производителю (например, в виде сформированных PDF-файлов). При импорте товаров из стран, которые не входят в ЕАЭС, коды следует внести в декларацию (подробнее см. ответ на вопрос).

После фактического ввоза товаров необходимо ввести их в оборот. В программе это делается документом "Маркировка товаров". Именно в нем необходимо указать коды маркировки. При этом можно не сканировать коды маркировки, а загрузить из внешнего файла по кнопке Заполнить – Загрузить из внешнего файла.

Подробно сценарии маркировки импортных товаров рассмотрены здесь.

вопрос:
Взимается ли дополнительная плата за передачу кодов маркировки по ЭДО?

Ответ:
Тарифную политику каждый оператор ЭДО определяет самостоятельно. В соответствии с актуальными тарифными планами для пользователей "1С-ЭДО" отдельной платы за передачу кодов маркировки не предусмотрено. Также бесплатным будет получение кодов маркировки, в том числе когда оператор ЭДО поставщика взимает отдельную плату. Плата в этом случае взимается с отправителя.

Если во входящем электронном документе есть коды маркировки, они в любом случае будут переданы в ГИС МП. Посмотреть коды можно в форме представления электронного документа.

При отгрузке маркируемой продукции покупателю – абоненту оператора ЭДО, который взимает плату, для передачи кодов получателю необходимо, чтобы получатель выполнил условия оператора по оплате.

Made on
Tilda